В Самарском университете в дни празднования тибетского Нового года (Лосара) 16-17 февраля проходил форум «Буддизм: философия, история, практика», к участию в котором были приглашены буддисты Самары и Тольятти, чья профессиональная деятельность связана с научными исследованиями.
Специальный гость форума — Виктория Георгиевна Лысенко, доктор философских наук, главный научный сотрудник Института философии РАН, руководитель Сектора восточных философий, ведущий российский буддолог и санскритолог. Виктория Георгиевна является историком индийской философии, переводчиком санскритских философских текстов, она — автор шести монографий и более трехсот научных статей, а также двух учебных пособий по буддийской философии и религии, участник диалогов российских ученых (Черниговская Т.В., Анохин К.В., Д.И.Дубровский и др.) и Его Святейшества Далай ламы по проблемам изучения сознания.
В рамках форума были затронуты такие темы как место философии в буддизме, особенности буддийской философии в сравнении с западно-европейской философией; буддизм и наука как познавательные традиции; буддизм в Самарском крае: история и современность.
В формате слайд-шоу участникам форума продемонстрировали весь богатый спектр буддийских традиций современной Самарской области, и существующие здесь буддийские общины, включая Самарский буддийский центр традиции Карма Кагью, Тольяттинский буддийский центр традиции Карма Кагью. Была затронута проблема изучения истории буддизма на территории Самарской области.
В.Г.Лысенко в своем выступлении о месте философии в буддизме подчеркнула важную роль в научных исследованиях самих буддистов. Она отметила, что при том живом интересе, который существует в западном обществе к этой мировой религии, при том, что в последние десятилетия число последователей буддизма в стране неуклонно растет, число исследователей буддизма остается крайне малым и не увеличивается. Остро стоит дефицит специалистов-буддологов. Виктория Георгиевна видит причину этого дефицита, того, что буддизм остается экзотическим для большинства россиян, что он не пришел в университеты — прежде всего в позиции самих современных буддистов, которые предпочитают оставаться только «последователями» и заниматься практикой, вместо того, чтобы сочетать в себе «последователя» и «исследователя», что позволило бы транслировать буддийскую философию в общество и сделать ее достоянием современной науки и культуры.
В.Г.Лысенко подчеркнула значимость принципа буддизма — упайя-каушала (принцип искусных средств), позволяющего передавать Дхарму с учетом личности ученика, и обратила внимание на то, что Будда вошел в историю одновременно и как мудрец, и как философ. Именно благодаря развитой философии буддизм при возникновении в Индии смог стать полноправной частью индийской культуры. Позже в Тибет Ваджраяну принесли такие переводчики как Марпа Лоцава, но и они обладали как постижением, так и гуманитарными знаниями. С приходом буддизма современный Запад столкнулcя с ситуацией, когда западные переводчики и преподаватели философии, истории и искусства, то есть исследователи, а не последователи буддизма, не обладающие постижением сути Дхармы (Учения Будды), вынуждены транслировать буддийские идеи с уровня своего понимания. Научное осмысление буддизма на Западе зависит от осознавания необходимости быть одновременно и «последователем» и «исследователем»-ученым, способным выразить буддийский взгляд в мире с учетом уровней запросов этого мира.
16 февраля в рамках круглого стола «Буддизм: философия, история, практика»
в дискуссии о взаимосвязях буддизма и науки принял участие Дмитрий Рыбаков — кандидат технических наук, член тольяттинского буддийского центра Карма Кагью, с анонсом доклада в рамках предстоящей Шестой международной междисциплинарной научно-практической конференции «Буддизм Ваджраяны в России» по теме «Эмерджентная логика и проблемы исследования сознания»
17 февраля состоялась лекция В.Г.Лысенко «Место философии в буддизме»
Темы форума вызвали большой интерес среди студентов и преподавателей Самарского университета. Круглый стол и лекция с заключительной частью с вопросами и ответами проходили в атмосфере конструктивного диалога гостей форума, студентов и преподавателей университета.
Визит В.Г.Лысенко состоялся по инициативе Группы изучения буддийской философии в Самаре.